Ирина АРТАМОНОВА

Александр Шорин:  В каждом рассказе – свой мир


Есть у меня вредная привычка – искать упоминания о знакомых в Интернете. Раньше при вводе запроса «Александр Шорин» глобальная сеть выдавала несколько результатов: либо советского изобретателя в области радио, телеграфии и звукозаписи, либо профессора Института истории и археологии Уральского отделения РАН. А при вводе в строку поисковика «Саша Шорин» итог был ещё удивительнее: вор в законе, криминальный авторитет. Не так давно на сайте издательства «Аэлита» получил прописку ещё один Шорин – хорошо мне известный, давно почитываемый. Знакомьтесь, Александр Георгиевич Шорин  - талантливый екатеринбургский журналист и писатель.  Две книги вышли, ещё три на подходе.


-Александр, как вы докатились до жизни такой? Книги стали выходить только на четвёртом десятке, а что было раньше?

-Мне было восемь лет, когда я написал первое стихотворение:

Серёжка, Гришка, Мишка

И все мои друзья,

И тут, конечно, я

Мы все ходили в лес,

Я на сосну залез.

Деревня на ладошку забралась.

Ребята крикнули мне: «Слазь!».

А я кричу: «Я не хочу!»…

В общем, дальше по стихотворению я упал  с дерева и сломал ногу. Конечно, никто не поверил, что я этот стих сам написал. Была детская обида. Чтобы что-то взрослым доказать, написал целую тетрадь стихов. А лет в девять-десять – свой первый фантастический рассказ «Мы, люди». Он, кстати, вошёл в сборник «Другой мир за углом».

-Почему был столь долгий перерыв в творчестве? Первый рассказ написали в раннем детстве, а последующие через –дцать лет?

 –Всю сознательную жизнь хотел быть писателем, но как-то не решался. Когда я пришёл на  самое первое занятие первого курса журфака (факультета журналистики УрГУ, ныне – УрФУ- прим. автора) Боб (декан факультета Борис Николаевич Лозовский – прим. автора) нам сказал: «Журфаку не повезло, здесь учился Владислав Петрович Крапивин. С тех пор началось паломничество. Моё мнение: писателям тут делать нечего. Хотите писать – отправляйтесь в литературный институт». Через год я с журфака ушёл, поступил в частный вуз, который находился в Тюменской области. Меня научили не только журналистике, но и литературе.

-И кто же стал вашей путеводной звездой в литературной карьере? 

-Мой учитель – Алексей Ратушный –  в узких кругах известен как автор стихов и песен. Мы познакомились в общаге журфака. Он приходил туда, чтобы набрать студентов для своего вуза. Сейчас мы с Алексеем просто дружим, он живёт в Киеве, учит ребятишек играть в шахматы.

Тут Александр углубляется в историю литературной династии Ратушных. Рассказывает мне про дедушку Алексея, советского писателя Порфирия Илларионовича Ратушного, чей рассказ «Прозектор Гельман» был признан в 1937 году лучшим рассказом в СССР.  А в 1939 Порфирия объявили врагом народа и расстреляли. Следующая представительница династии – Лариса Порфирьевна Ратушная. Автор десяти сборников стихов и автобиографической прозы «Этюды о колымских днях». Шорин считает Ларису Порфирьевну своей подругой, несмотря на более чем сорокалетнюю разницу в возрасте, и называет её Порфи. Его Порфи умерла в 2001 году…

Надо сказать, речь Александра испещрена подобными литературными отступлениями. По делу и не очень. Особенно он любит беседовать о творчестве и своих друзьях, среди которых – множество очень и очень интересных людей.

-Почему же вы столь долго не решались писать хотя бы для себя, в стол?

 -Я всегда любил читать, а писать не решался, потому что не знал, какого качества будет моё творчество. После знакомства с Борисом Рыжим  (известный поэт, по утверждению некоторых современников, «самый талантливый поэт поколения» – прим. автора) понял, что стихи – это не моё, и я буду писать прозу. Получая первое высшее образование в Горном институте, я стал редактором газеты «Горняк». Борис тоже учился в Горном, пришёл ко мне в редакцию и попросил напечатать его стихи. Мы их напечатали. Меня за это чуть не уволили: Рыжий был персоной «нон грата», мог напиться и «послать» кого угодно, хоть ректора…

…Именно в то время я написал повесть «Таракан». Близкие друзья, зная о моём увлечении, решили её издать. Книгу, куда вошли «Таракан» и несколько рассказов, подарили мне на тридцатилетие. Она вышла тиражом в 150 экземпляров. Но даже после публикации я расценивал писательство как хобби.

-Чтобы быть профессиональным писателем, для начала нужно стать профессиональным читателем. Каковы ваши литературные предпочтения?

 -Я читаю много. На данный момент любимые писатели  – Маркес, Павич и Кундера, из российских – Акунин и Лукьяненко. Люблю питерского журналиста и писателя Илью Стогова. Из классики мне ближе всего Булгаков, «Мастер и Маргарита». Когда я начал писать рассказы, понял, что ориентироваться надо на Стивена Кинга и Джека Лондона.

 -Расскажите о вашем проекте «Литература online», благодаря которому вы, наконец, поняли, в каком направлении двигаться.

 -В 2007 году я серьёзно заболел, почти месяц сидел дома. Стали лезть в голову разные мысли: «Для чего я живу?», «Что после меня останется?». Понимая, что у меня есть талант, решил привести в порядок свои литературные дела: завершил роман, который был давно начат, отредактировал рассказы и придумал проект. Родился он из рассказа-эксперимента, который писался в режиме реального времени, – он заканчивается как смс-переписка. Я подумал, что литература – обычно готовый продукт, который подаётся читателю, и решил поэкспериментировать, соединить литературу и журналистику.

Мой проект не имел коммерческой цели, создавался для самовыражения. Для  этого я завел блог в ЖЖ и пообещал моим потенциальным читателям, что буду писать в день по рассказу. Темы для рассказов мог предложить кто угодно. В начале у страницы было всего несколько читателей – моих друзей, но к концу года публикации читали уже несколько сотен человек, причём несколько десятков пользователей их комментировали.  Мой ЖЖ не стал тысячником, зато я нашёл свою аудиторию, тех людей, которым действительно интересно моё творчество.  Затем ещё год я с помощью друзей отбирал лучшие рассказы, чтобы составить из них сборник.

 -Блог стал для вас своеобразной творческой лабораторией. Вы пытались заявить о себе, и это удалось. Известные писатели-фантасты Дяченко по достоинству оценили оригинальность вашей задумки. Не ожидали?

-Я отправил для мастер-класса Марины и Сергея Дяченко рассказ «Любовь женщины-кошки». Супруги залезли в мой ЖЖ и почитали другие рассказы. После этого пригласили поучаствовать в фестивале «Евроскон-2008» в Подмосковье, порекомендовали выпустить книгу и даже договорились с издательством в Киеве!!! Но тут грянул экономический кризис, и проект накрылся. А издаться мне помог Борис Долинго, который основал в Екатеринбурге электронное издательство «Аэлита». Вышедших книг сейчас две, обе  с рассказами, написанными в рамках проекта «Литература online» плюс старые произведения. Готовятся к изданию ещё три книги: «Таракан», роман «Ось второго порядка» и практическое пособие по Чатуранге.

-А что такое Чатуранга? Объясните дилетанту. В первый раз слышу.

-Чатуранга – это древняя игра, от которой произошли шахматы. А та Чатуранга, о которой пишу я – это гадание, позволяющее за несколько минут узнать о психологических особенностях неизвестного человека. Автор методики – Алексей Ратушный.

 -Александр, жанр, в котором вы предпочитаете работать,  – фантастический рассказ с неожиданным финалом. Почему предпочитаете писать в этом формате, а не «растекаться мыслью по древу»?

Объясняя, почему он пишет лаконично, Александр пустился в долгие философские размышления, которые привожу без купюр.

-Каждый писатель пишет в первую очередь о себе, и только потом, начиная расти, он пишет ВНЕ себя. Это пришло ко мне в рассказах, потому что я писал о других людях, для других людей, безотносительно себя.  А ещё это мой любимый  жанр, потому что в любом  рассказе можно создать целый мир, допустим, тот, в котором Земля уже погибла (о, Александр, да вы верите в конец света, 2012 год на дворе, грядёт апокалипсис!).

(Задумывается и резюмирует) Я думаю, что каждый человек должен оставить что-то после себя: дом, дерево, сына, рассказ.

 

Фантастическая биография

Александр Шорин. Родился в 1973 году в посёлке Арти Свердловской области. Первый фантастический рассказ написал примерно в девять лет, следующий – лет через десять после первого. Целый год учился на журфаке УрГУ, корочки не получил. По образованию горняк и философ – термоядерная смесь. Трудился на ниве журналистики в газете «Горняк» (несколько лет стоял «у руля»), без году неделя в «Вечернем Екатеринбурге», в журнале «Человек и север»… Последние восемь лет посвятил «Областной газете», где писал преимущественно на социальные темы. Дорос до редактора полосы «Общество».

Начинающий писатель. Рассказы  (на данный момент их около четырёхсот) время от времени выходили в литературных журналах. Издано два сборника: «Другой мир за углом» и «Литература online».

Хобби – рассказы, женский пол, курить как паровоз, кофе литрами и кошки.