А. МАЖОРОВ

       ХОМОТРОФЫ: русский хоррор или новая антиутопия?

 

Вид пустынного городка, в который попадает герой, напоминает ему старинный пожелтевший фотоснимок. Странные вещи творятся вокруг: люди прячутся по домам; безобразная старуха, у которой поселился, внушает страх; сосед по комнате смахивает на идиота. Городок – скопление серых домишек-бараков – как бы прирос к мрачному полиуретановому заводу, и нельзя вырваться за пределы невидимой стены. Ночью герою снится большая хищная луна и собственная казнь. Наутро удается устроиться на работу в канцелярию того самого полиуретанового завода, ведь надо как-то выживать… Страсти накаляются, пора бы начать бояться. Но нет, это не хоррор. Вас не отошлют к голливудским «ужастикам» или к нескончаемой рефлексии «а-ля дядюшка Кинг». Похоже, авторы (Ю.Скуркис, А.Соловьев) вовсе не ставили задачи вызвать у читателя животный страх перед неизвестным. После того, как он, читатель, отождествившись с героем, погружаются в пароноидальную атмосферу города-ловушки,  ему показывают возможные варианты спасения.

Тут в самый раз попытаться дать определение жанру. Скорей всего, это синтез социальной фантастики и мистики, ибо объяснимое и необъяснимое в книге органически переплетены.

Аппарат управления полиуретанового завода – это пищевая пирамида, на вершине которой сидит Главный Хомотроф (буквально: людоед), пьющий страх из душ подчиненных, а те, в свою очередь, делают то же самое со своими подчиненными – и так вплоть до низших звеньев. Узнали? Да ведь это ни что иное, как гротескная модель любой крупной современной корпорации. Все, что связано с процессом «хомотрофии» – царящие порядки, невидимая стена вокруг города, ритуалы, поведение персонажей – постепенно объясняются с точки зрения логики. Перед нами – антиутопия! Сверхъестественные существа (оборотни-менги, призраки убитых клерков, начальники-хомотрофы) разоблачены, их истории рассказаны в соответствии с законами жанра фантастики. Это рациональная часть произведения.

Но есть и мистическая, иррациональная, составляющая (мистика – ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении обрядов веры). Есть грань, за которую невозможно переступить, есть некая темная сила, суть которой необъяснима. Пока мы заняты действием, осознание глубинного инфернального зла, породившего корпорацию хомотрофов, как бы временно отодвинуто в сторону, но оно лишь ждет своего часа, чтобы в самом финале неожиданно выйти на сцену и навалиться властно, неумолимо и беспощадно, меняя реальность и не оставляя больше надежды на спасение.

 

Ольга ДЕНИСОВА

ИЗУЧАЛ ЛИ ШИРМАН ПОЛИТЭКОНОМИЮ?

 

           Тотальный контроль над личностью почти сто лет остается темой фантастических произведений, начиная с антиутопии Замятина, и тема эта продолжает быть актуальной до сих пор. «Хомотрофы» – один из взглядов на проблему власти корпораций, свободы личности, манипуляций толпой.

           Несомненно, сюжет книги скорее аллегория, чем научно-фантастическое предположение, и с этой аллегорией (и мнением авторов) мне бы и хотелось разобраться.

           Пресловутое слово «тоталитаризм» в настоящее время почему-то связывается не с авторитарным управлением государством, а преимущественно с социалистическим лагерем, и противопоставляется тоталитаризму западная демократия, свободное предпринимательство и капиталистический способ производства. Однако тотальный контроль скорей признак западной демократии, власти корпораций, и контроль этот служит средством обогащения этих корпораций.

В «Хомотрофах» главное зло обозначено словом «корпорация», на этом кончается аналогия с западной демократией и на первый план выходит самый что ни на есть тоталитаризм с прозрачными аналогиями: автократия, железный занавес, несвободный труд, сращение законодательной и исполнительной власти. Никакой демократии, никакой даже видимости демократии – феодальная зависимость подчиненных от начальников и начальников от еще более высоких начальников. Работодателей нет, рынка нет, безработицы нет. Корпорация существует не ради получения прибыли, а только ради того, чтобы ее верхушка могла безнаказанно заниматься энергетическим вампиризмом. Производство разве что поддерживает какой-то прожиточный минимум, как верхушке, так и рядовым жителям города – хлеб они все же покупают и материю сами не ткут. При этом производством никто не интересуется, проблемы производительности труда, сбыта, снабжения, расширения ассортимента – это никого не волнует, оно работает само собой. Ну точно: завод времен застоя.

           Но если это так, то при чем тут страх и управление при помощи страха? Всегда считала, что Замятин очень точно подметил оптимизм масс в тоталитарном обществе. А вот управление при помощи страха (причем не страха перед властью, а абстрактного страха) – это признак западной демократии и свободного предпринимательства. На заводе времен застоя, худо-бедно, всеми правдами и неправдами формировался коллектив – здесь нет коллектива, здесь каждый за себя, свободная конкуренция индивидуальностей, главный атрибут западной демократии, я бы сказала – ее основное завоевание. На заводе времен застоя превалировали нематериальные стимулы поощрительного характера, здесь так же нет материальных стимулов, но мотивация труда чисто принудительная, как при феодализме.

           Да, идея хомотрофии оригинальна и символична. Вот только что она символизирует? Что же за модель будущего предлагают нам авторы? Смесь трех экономических формаций? Ведь «Улитка» претендует на модель будущего. Или Ширман не изучал политэкономии и политологии? Какая идея лежит в основе книги? Питаться чужим страхом нехорошо? Или мне предлагают всерьез поверить в то, что энергетический вампиризм победит свободное предпринимательство и встанет у власти? Или это попытка очередной раз осудить тех, кто препятствует свободе личности?

 

 

 

Write a comment

Comments: 5
  • #1

    Диана (Monday, 31 October 2011 10:29)

    Не согласна, что идея оригинальна.
    Ширман и все остальные - это типо иллюминаты-массоны в свете вампиризма, а это уже было у Пелевина в "Ампире-V" (хотя здесь "вампиры" пьют не кровь, а чистый страх).
    Но сам сюжет необычный, читается вполне живо. Местами напоминает Кинга.

  • #2

    Сергей Д. (Wednesday, 02 November 2011 21:03)

    Хоррор!

  • #3

    Lynx (Wednesday, 16 November 2011 20:35)

    Может быть и хоррор, но лично мне не хватало где-нибудь в аннотации фразы типа: "История основана на реальных событиях". В произведении очень точно передана атмосфера маленького провинциального моногорода конца 90-х, хотя, я думаю, что цели такой у авторов не было и в помине. Вязкая, тягучая атмосфера страха, безысходности, всеобщей депрессии... Население медленно вымирает, местная "элита" заботится только о собственном благе. Авторы только немного добавили вымысла к тому, что уже существует. Картина грустная. Однако в произведении, на мой взгляд, очень много депрессии. Складывается впечатление, что человеку вообще не имеет смысла приходить в этот мир. Очень мрачно!

  • #4

    Руна (Wednesday, 23 November 2011 14:34)

    Это кому как... по мне так недостаточно мрачно. а вот буктрейлер действительно мрачный. цвета, музыка... очень соответствует настроению первой половины книги. в провинции 90-х не жила :) но представляю ее именно так

  • #5

    Ольга Спирина (Sunday, 22 January 2012 13:46)

    На Ампир-В не похоже. Не пойму что мне напомнило... может, Маклина?

Что почитать? Александр Соловьев, Юлия Скуркис, "Хомотрофы". Фантастика, фэнтези, мистика, скачать книги, фантастика, скачать электронные книги бесплатно.